Земля стоит на пороге массового вымирания живых организмов

Такую гипотезу выдвинули учёные издания Nature Communications. Установлена причина Ордовикско-силурийского вымирания, которое произошло более 440 миллиона лет назад. Вполне вероятно, что аналогичное событие может повториться.

Ордовикско-силурийское вымирание олицетворяло собой две волны, во время которых практически полностью исчезали целые популяции живых организмов Земли. Тогда пропало до 49% родов, населявших нашу Землю. В водах вымерли близко 60 процентов родов морских обитателей. За всю мировую историю этот случай уступает только многочисленной пермской гибели. Оно занимает третье место в списке исчезнувших родов, а также второе – по количеству всех погибших живых организмов.

Какова причина Ордовикско-силурийского вымирания научные исследователи достоверно не могут определить. Среди выдвигаемых гипотез: длительное похолодание, понижение уровня Мирового океана. К этому привело уменьшение концентрации в атмосфере планеты углекислого газа. Есть догадки о вспышке гамма-излучения, вследствие появления в Млечном пути сверхновой звезды.

Небольшая команда профессоров Университета Лилля во главе Тейса Ванденбрука заявили, что источник катастрофы — насыщение вод Мирового океана тяжелыми металлами. Это выяснилось в ходе анализа горных пород и древних окаменелостей микроорганизмов. помимо этого был более подробно изучен планктон, представителями которого являются одноклеточные организмы акритархи и хитинозои.
Теоретики выявили, что в момент многочисленной гибели одноклеточные существа, начали трансформироваться. По ходу работы выяснилось, что планктон насыщен металлами: свинец, марганец, железо, также медь. Значительное число этих металлов, возможно, попало в воду при изменении плотности атмосферы, в результате чего изменилось содержание в ней углекислоты и кислорода. Именно в этом масштабном отравлении Мирового океана ученые и видят основную причину гибели морских жителей.

Существует предположение, что предвестником нового бедствия служат совершающиеся с планктоном трансформации. Наблюдения аномалий его строения могут дать весьма ценную информацию о химическом содержании древних океанов.