New Horizons нашел следы криовулканизма в уникальном кратере на Хароне

Космический зонд New Horizons получил фото самого юного и уникального кратера, который удалось обнаружить на поверхности Харона, естественного сателлита Плутона. Кратер был назван в честь Лейи Органы, принцессы из вымышленной вселенной произведения «Звездные войны».

Кратер Органы находится в северной части Харона, недалеко от известного темного региона, получившего название «Мордор». Диаметр кратера составляет 5 км. Внимание ученых он не привлекал до тех пор пока не был передан пакет информации, содержащий химическую карту спутника.

Проведение наблюдений с помощью инфракрасных датчиков, а также вспомогательных инструментов New Horizons позволили выяснить, что на дне Органы находится большое количество аммиака.

«Это по-настоящему фантастическое открытие. Высокая концентрация аммиака — мощнейший антифриз для ледяных лун. Если он до сих пор выделяется из недр Харона, то можно рассматривать это как свидетельство изменений поверхности этого спутника Плутона вследствие криовулканизма – извержений холодной «магмы», которая представляет собой смесь воды с аммиаком«, — сообщил Билл Маккиннон, один из руководителей геологического отдела в научной команде New Horizons.

При этом уточняется, что делать какие-либо выводы преждевременно, поскольку аммиак мог попасть на Харон вместе с метеоритом, который оставил кратер. Также не исключают вариант при котором это могло быть итогом плавления части породы, после столкновения с метеоритом.