Российские ядерщики стали соавторами научных достижений года

Посадка научного модуля «Фила» на поверхность ядра кометы Чурюмова-Герасименко названа авторитетным журналом Physics World научным достижением года. Любопытно, что «Фила» собрал данные о составе грунта на  комете благодаря российской разработке — уникальному радиоактивному источнику, созданному на основе изотопа кюрия-244 и изготовленному димитровградским Научно-исследовательским институтом атомных реакторов (НИИАР), входящим в госкорпорацию «Росатом».
На борту модуля установлен спектрометр альфа-частиц и рентгеновского излучения APXS  — прибор для изучения элементного состава вещества поверхности кометы. В результате облучения грунта альфа-частицами от источника на основе кюрия-244 возникает вторичное гамма-излучение, по которому можно судить о составе поверхности кометы.
Российские ядерщики стали соавторами и другой работы, попавшей в топ-10 журнала Physics World. Речь идет об открытии, позволившем выяснить особенности рождения энергии Солнца, сообщает РИА «Новости».
Международный проект «Борексино» впервые в истории изучения Солнца выяснил, что почти вся энергия нашего светила обусловлена термоядерной реакцией слияния двух ядер водорода, протонов, с образованием дейтерия.
В соответствии с современными астрофизическими моделями, основным источником энергии Солнца является так называемая протон-протонная цепочка реакций  — последовательность термоядерных реакций в звездах, приводящая к превращению водорода в гелий.
Впервые доказательство протекания такой реакции на Солнце проект «Борексино» получил в 2011 году. Теперь оказалось, что эта реакция образует около 99% всей солнечной энергии.
В проекте участвуют научно-исследовательские институты из Германии, Италии, Польши, России, США и Франции. Россию в «Борексино» представляют Национальный исследовательский центр «Курчатовский Институт», Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Скобельцына МГУ, Объединенный институт ядерных исследований (Дубна) и Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт» (МИФИ).

Источник: www.utro.ru